АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие образования в современных условиях основывается на представлении о нем в первую очередь как об основном средстве наращивания качества человеческого капитала, определяющего конкурентоспособность и устойчивость развития государства. Образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества, роль его увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Образование – средство удовлетворения разнообразных потребностей личности в получении знаний, умений и навыков. Проблемы данной сферы затрагивают значительную часть общества, различные социальные группы, поскольку именно через систему образования решаются важнейшие проблемы:
- адаптации личности в современном обществе;
- повышения общего интеллектуального уровня общества;
- социальной мобильности общества – повышение социального статуса через получение образования и успешности личности через карьеру;
- занятости и сроков поиска работы на рынке труда.[1]
В Российской Федерации за последние десятилетия произошли существенные изменения в системе высшего и среднего профессионального образования, которые характеризуются значительным ростом и диверсификацией предоставляемых образовательных услуг. Учреждения образования в условиях бюджетного недофинансирования вынуждены не только заниматься учебно-воспитательным процессом, но и проводить работу по интенсивному привлечению внебюджетных средств, становясь при этом полноправными участниками рыночных отношений в структуре российской экономики. Это находит свое выражение в увеличении объема предоставляемых населению платных образовательных услуг в государственном секторе образования и значительном развитии негосударственных образовательных учреждений. Превращение образования одновременно в товар и инструмент социального контроля приводит к трансформации его сущности.
Модели образования увязаны с социально-экономическими формациями, культурно-историческими процессами, доминирующей идеологией и нравственными ценностями. Как часть социума, система российского образования развивается в контексте социокультурных преобразований, отражает противоречивый характер социально-экономических, духовно-нравственных, идеологических процессов, идущих в обществе. Образование, таким образом, находится между двумя полюсами: требованием рынка с одной стороны, и требованием гибко реагировать на государственное вмешательство и обеспечивать социализацию граждан, необходимую для поддержания социальной связности, - с другой. В данной связи проблема совершенствования управления учреждениями высшего и среднего профессионального образования стоит в настоящее время достаточно остро.
Следствием этого является необходимость анализа комплекса проблем, обусловивших кризис всей системы отечественного образования, и поиска рыночных инструментов, позволяющих не только выжить, но и успешно развиваться в современных реалиях. Особенно актуально исследование проблем антикризисного управления в учреждениях образования, так как они являются некоммерческими организациями, по сравнению с организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Антикризисное управление - такая система управления, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы. [2]
К числу основных принципов, на которых базируется система антикризисного управления, относятся:
- ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации;
- срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими будут возможности к восстановлению;
- полная реализация внутренних возможностей выхода из кризисного состояния. [3]
Чтобы обеспечить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и рынке труда, приоритетными для учреждений образования являются:
- обеспечение высокого качества обучения;
- обеспечение конкурентоспособности цен;
- дальнейшее совершенствование системы управления образовательным учреждением.
Ключевым фактором для решения этих задач является экономический подход, предполагающий повышение эффективности труда преподавателей, сокращение издержек, внедрение системы контроля качества на всех этапах обучения.
В основе антикризисной политики учреждений высшего и среднего профессионального образования лежит ориентация на потребности рынка образовательных услуг и рынка труда. В связи с этим основными задачами являются:
- формирование планов набора студентов и открытие новых образовательных программ с учетом прогнозов рынка труда;
- организацию многоуровневой подготовки;
- развитие широкого спектра услуг дополнительного образования;
- организацию специализированного подразделения по взаимодействию с работодателями;
- развитие баз практик на предприятиях-работодателях;
- вовлечение практических работников из профессиональной сферы в образовательный процесс;
- возможность продолжения образования, в том числе с изменением профиля (с «горизонтальной динамикой»);
- предложение специализированных услуг по диагностике профессиональных наклонностей и развитию навыков планирования карьеры. [4]
Образование должно формировать современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, ограничения социального неравенства.
Образование в его неразрывной, органичной связи с наукой должно становиться все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Литература.
1. Авдошина З.А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики. http://www.cfin.ru/management/antirecessionary_managment.shtml.
2. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 437 с.
3. Лазарев Г.И., Мальцева Г.И. Наша стратегия-развитие на основе инноваций (опыт ВГУЭС)// Университетское управление: практика и анализ. – 2005. - № 3. – с.11-25.
4. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.— М.: Высш. шк., 2001.— 271 с.
[1] Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. - М.: МАКС Пресс, 2009. - с. 15-16.
[2] Авдошина З.А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики. http://www.cfin.ru/management/antirecessionary_managment.shtml.
[3] Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.- М.: Высш. шк., 2001.— с. 67.
[4] Лазарев Г.И., Мальцева Г.И. Наша стратегия-развитие на основе инноваций (опыт ВГУЭС)// Университетское управление: практика и анализ. – 2005. - № 3. – с.11-25.
|