Воскресенье, 05.05.2024, 08:52Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И

ЛИЧНОСТНОГО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Ставка на молодежь – это императив современной российской истории. Нельзя построить демократическое экономически эффективное общество, уважающее традиции народов, его составляющих, без заинтересованного отношения молодежи. Изучение молодежи всегда увязывалось с поиском ключа к пониманию будущего. Велика роль профессионального самоопределения в ценностной структуре молодежного сознания. Оно рассматривается как фундамент успешной жизни. [6, 4]

Молодое поколение – это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. В силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежь тяготеет к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевает профессиями. [5, 189]

Профессиональное самоопределение - это сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, отношение к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил и способностей и склонностей, ценностных ориентаций с требованиями профессиональной деятельности. [3, 53] Профессиональное самоопределение молодёжи можно рассматривать и как процесс, и как результат профессионального выбора, при этом под результатом подразумевается готовность к осознанию данного акта, а под процессом - поэтапное формирование этой готовности. Ведущим условием профессионального самоопределения молодежи является полноценное личностное развитие человека, наличие развитых интересов, сформированность его мотивационно - ценностной сферы.

Профессиональное самоопределение личности может рассматриваться как ключевая проблема социализации молодёжи, представляющая молодого человека как субъект профессиональной деятельности, актуализирующая его самопознание, самооценку, саморазвитие как основу стимулирования профессионально важных качеств. Профессиональное самоопределение выступает как один из значимых компонентов профессионального становления человека и как критерий успешности этого процесса. [4, 5]

Процесс профессионального самоопределения личности включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений о нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самоопределение и профессиональный выбор человека. [2, 10]

Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это «единицы» сознания, выражающие суть нравственности человека, его видение жизненных перспектив, в том числе профессиональных.  [7, 219] Функциональное назначение ценностных ориентаций проявляется в деятельности. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения.

Можно выделить следующие функции ценностных ориентаций:

 - экспрессивную, способствующую самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха;

- адаптивную, выражающую способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество;

- защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода "фильтрами", пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности;

- познавательную, направленную на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности;

- координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности. [1, 21]

Личностное самоопределение задает ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение.

Ключевыми моментами процесса профессионального становления личности являются:

 1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация личностного самоопределения инициируется различными этапами профессиональной жизни.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. [3, 93]

Эффективность формирования профессионального самоопределения молодежи значительно повысится, если:

- обеспечивается взаимодействие социально - экономических и психолого-педагогических факторов, определяющих отношение молодежи к принятию решения о жизненном и профессиональном самоопределении;

- формирование профессионального самоопределения молодежи рассматривается как целостная система, в которой используются различные виды творческой профессиональной деятельности, направленной на самореализацию личности в единстве общенаучных, учебных и профессиональных интересов, предпочитаемых социальных ролей и позиций;

- используется вариативное, разноуровневое содержание системы образования как важнейшей основы формирования профессионального самоопределения личности;

- профессиональное самоопределение молодежи обеспечивается комплексом условий: непрерывность; преемственность; учет возрастных особенностей; ценностных ориентаций; использование во взаимосвязи индивидуальных, групповых и коллективных форм творческой деятельности молодежи, способствующих овладению элементами избираемой профессиональной деятельности; приобретение будущего профессионального опыта в учебной и внеучебной деятельности и т.д.;

- реализуется организационно-методическое обеспечение, основанное на диагностике профессионального самоопределения и поэтапном формировании у молодежи отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. [4, 7]

 

Литература.

1. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности / Л.Н. Антилогова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – Вып. 2. – 410 с.

2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования. – М.: 1996. – Вып. 6. – 231 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с.

4. Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: автореферат дис. … доктор. пед. наук: 13.00.08 / Касаткина Наталья Эмильевна. – М., 1995. – 27 с.

5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие для вузов/В.Т. Лисовский.–СПб.:СПбГУП,2000.–519с.

6. Локова М.Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект): автореферат дис. … канд. фил. наук: 09.00.01 / Локова Марианна Юрьевна. – М., 2007. – 28 с.

7. Социология молодежи: Учеб. пособие для вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария и др.; Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 575 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Анастасия (22.03.2016)
Просмотров: 632 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz