Воскресенье, 05.05.2024, 00:24Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационные педагогические технологии как инструмент формирования компетенций у обучающихся

Инновационные педагогические технологии как инструмент формирования компетенций у обучающихся

 

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой образовательного процесса, чтобы познавательная деятельность обучающегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Формирование инновационного характера развития системы профессионального образования сопряжено с необходимостью:

- реального повышения качества образования;

- создания благоприятных условий для нововведений;

- усиления адаптационных способностей образовательных учреждений к изменениям внешней экономической среды;

- разработки и реализации генеральной стратегии развития в целом и специальной стратегии — стратегии инноваций;

- управления инновациями.

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания.

Основой целью образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.   Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательного учреждения по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Образовательная технология - это совокупность научно-практических обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Существуют различные подходы к определению педагогических технологий:

1. Зарубежные подходы:

- Узкие определения (связанные с использованием в педагогическом процессе различного оборудования): М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени; Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают на то, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации. Это оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Другими словами технология в образовании – это аудиовизуальные средства. Современный словарь терминов ЮНЕСКО предлагает два смысловых уровня данного понятия. И в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие.

- Широкие определения (основанные на комплексном использовании технического и человеческого ресурсов): Д. Финн заметил, что технология это не просто комплекс аппаратуры и учебных материалов. Это значит гораздо больше. Это способ организации, это образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина». П.Д. Митчелл считает, что педагогическая технология это область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов. ЮНЕСКО предлагает и широкий подход - педагогические технологии это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования .

2. Российские подходы к определению педагогических технологий:

- С.В. Кульневич считает необходимым соотнести понятие педагогическая технология с такими педагогическими категориями как теория воспитания, методика воспитательной работы и педагогическое мастерство. Теория, по мнению данного автора, более общая и содержит систему обоснований. Технология более алгоритмична и точна. Она содержит аппараты диагностирования и корректировки. Мастерство более субъективно и интуитивно. Технология более объективна и точна.

- В.П. Беспалько считает, что «…педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса».

- В.М. Монахов: педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя.

- М.В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Такое определение более ёмко, так как речь здесь уже об общих педагогических целях.

- Г.Ю. Ксензова и Е.А. Леванова трактуют педагогическую технологию в широком смысле как процесс, ориентированный на решение и обучающих, и воспитательных, задач.

- Е.А. Леванова. Педагогическая технология – это  упорядоченная и задачно-структурированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях.

Так педагогическая технология может функционировать в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и воспитания (научный аспект), в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении и воспитании (процессуально - описательный аспект) и в качестве реального процесса обучения и воспитания (процессуально - действенный аспект). В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях.

Педагогическая технология – это  такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.

Существуют различные классификации всего многообразия инновационных педагогических технологий.

По доминирующей целевой направленности на современные результаты образования можно выделить:

- технологии, обеспечивающие приобретение опыта освоения знаний о природе и обществе, культурном мире человека;

- технологии, ориентированные на приобретение опыта применения известных способов деятельности, которые после его усвоения имеют форму умений и навыков;

- технологии, ориентированные на формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к себе, людям, миру;

- технологии, обеспечивающие приобретение опыта творческой деятельности;

- технологии, ориентированные на освоение компетентностного опыта;

Примерами современных педагогических технологий по Г.К. Селевко являются:

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса - педагогика сотрудничества; гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили; система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии; проблемное обучение; технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов); технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).

3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса - технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении; технологии уровневой дифференциации; уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов); технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков); технология программированного обучения; коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко); компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала - «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов); «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов); укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев); реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).

5. Альтернативные технологии - Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер); технология свободного труда (С.Френе); технология вероятностного образования (А.М.Лобок); технология мастерских.

6. Природосообразные технологии - природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир); технология саморазвития (М.Монтессори).

7. Технологии развивающего обучения - общие основы технологий развивающего обучения - система развивающего обучения Л.В.Занкова; технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова; системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, ГС.Альтшуллер, И.П.Иванов); личностно ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская); технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).

8. Педагогические технологии авторских школ - модель «Русская школа»; технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский); школа-парк (М.А.Балабан); агрошкола А.А.Католикова; школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

9. Частнопредметные педагогические технологии.

Инновационные технологии в образовании:

1. Развивающее обучение - обучение, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития, приспосабливающееся к уровню и особенностям индивидуума, при котором обучающийся - субъект своего развития.

2. Программа саморазвития - программа совершенствования личностно-профессиональных компетенций, включенного в непрерывное самообразование, соотносящегося с актуальными образовательными задачами. При этом первым этапом ее формирования является индивидуальное осознание проблемных зон, вторым - проектирование и реализация их восполнения.

3. Технология развития критического мышления - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и преподавателя, а также оценочное, рефлексивное мышление, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

4. Креативные технологии - освоение принципиально новой культуры мышления, при котором акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение, становится важнее правильно думать, чем много знать. Креативное мышление предполагает непрерывное творческое развитие.

5. Проблемное обучение - обучение, целью которого является усвоение не только готовых результатов научного познания, системы знаний, но и с помощью проблемного изложения понимание самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности обучающегося и развитие его творческих способностей.

6. Исследовательские и проектные методы - сущность метода проектов заключается в том, чтобы связать прогноз и план. Проект - брошенный вперед замысел в виде образа. Прогноз – предвидение наиболее вероятного течения событий. План – позволяет субъективно описать и приблизить нас к прогнозируемому образу. Основная задача проектов — вооружение обучающегося инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.

7. Конструктивизм - это педагогическая  философия, ключевая идея которой заключается в том, что знания нельзя передать обучающемуся в готовом виде. Можно лишь только создать условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний. Во главу угла ставится точка зрения обучающегося, какой бы «сырой» она ни была на данный момент, т.к. это именно та стартовая позиция, с которой и начинается конструирование нового знания. Конструктивизм ценит процесс движения к истине больше, чем саму истину.

8. Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) - технология эффективного мышления в любой области творчества, ТРИЗ помогает в организации мышления обучающегося при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.

9. Коллективная система обучения (КСО) - основой КСО является сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

10. Групповые способы обучения (ГСО) - группы формируются для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта, при этом осуществляется постановка заданий высокого уровня проблемности и предоставление полной самостоятельности в поисковой деятельности.

11. Обучение в сотрудничестве - обучение, при котором методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество преподавателя и обучающихся, следует учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. В основе обучения в сотрудничестве лежит идея о том, что знания социально продуцируются сообществами людей. Если член сообщества научиться слушать и слышать своих коллег, то он научится конструировать собственное знание.

12. Технологии личностно-ориентированного образования - предполагают концентрацию внимания преподавателя на целостной личности обучающегося, развитии не только памяти, но и творческого, критического склада мышления, его потребностно-мотивационной сферы, коммуникативных умений, способностей к самообразованию и саморазвитию, признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса.

13. Гуманистическая педагогика - обучение, ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса, защиту достоинства личности, признание ее прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий.

14. Этнопедагогические технологии - это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии. Эта педагогическая технология учитывает особенности национальною характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса.

15. Здоровьесберегающие технологии - создание благоприятного психологического климата на занятиях - элемент здоровьесбережения - оптимизм в настроении, построение отношений на принципах доброжелательности. В момент наступления утомления и снижения учебной активности - могут проводиться физкультминутки, динамические паузы.

16. Игровые технологии - технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения обучающегося в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

17. Технология «дебаты» - это интеллектуальная технология, в которой две команды, обсуждая заданную в виде утверждения тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса. Эта технология ориентирована на демократизацию учебного процесса, личностную ориентированность обучения, подготовку обучающихся к самостоятельному добыванию знаний.

18. Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат - это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

19. Коучинг - это искусство создания среды, которая облегчает движение обучающегося к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение, содействие повышению результативности обучения и развития, ставка на реализацию потенциала самого обучающегося. Коучинг - это умение подвести обучающегося к самостоятельным выводам, это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса обучения с целью получения максимально возможного эффективного результата.

20. Интерактивные технологии - ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Приоритетная роль отводится взаимодействию, развитию навыков общения и осуществлению социального опыта. К интерактивным методам могут быть отнесены дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», «дерево решений», групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.

21. Информационно-коммуникационные (компьютерные и мультимедиа) технологии - ориентированы на организацию учебного процесса на основе использования современных программных средств, реализующих информирующую, тренажерную, контролирующую, моделирующую и другие функции.

22. Технологии дистанционного обучения - это комплекс образовательных услуг, которые  предоставляются с помощью специализированной информационной образовательной среды. Она  базируется  на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.п.).

23. Система инновационной оценки «портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения.

24. Технология модульного и блочно-модульного обучения - обучение осуществляемое на основе гибкой программы, обеспечивающей обучающимся возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой программы - информационный блок, тестово-информационный, коррекционно-информационный, проблемный блок, блок проверки и коррекции. Модульное обучение - такая организация процесса обучения, при которой обучающийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

25. Модульно – компетентностный подход - ключевым принципом выступает ориентация на цели, значимые для сферы деятельности. В пределах образовательного модуля по специальности осуществляется комплексное освоение знаний и умений в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования работодателя.

Ставка на молодежь - это императив современной российской истории. Нельзя построить демократическое, экономически эффективное общество, уважающее традиции народов, его составляющих, без заинтересованного отношения молодежи. Роль молодежи всегда увязывалась с поиском ключа к пониманию будущего. Молодежь глубже всех других возрастных групп улавливает "дух времени", острее переживает и точнее различает в нем подлинность и фальшь.

Коренное обновление профессионального образования предполагает перестройку учебно-воспитательного процесса с позиций направленности обучения на развитие личности обучающегося посредством использования инновационных педагогических технологий.

Велика роль образования в ценностной структуре молодежного сознания. Оно рассматривается как фундамент будущей успешной жизни. Образовательный потенциал молодежи напрямую определяет возможности культурного воспроизводства общества, а также динамику трансформации всей его социально-профессиональной структуры.

 

Список использованных источников

 

1. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие.- СПб: ООО «Книжный дом». 2007.  - 408с.

2. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. \Серия «Компетентностно-ориентированный подход  к образованию: образовательные технологии». Вып.2. – Самара, изд-во Профи, 2002. - 92с.

3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.

5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 112с.

6. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 382с.

7. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002, № 2.

8. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544с.

9. К. Роджерс. Свобода учиться. - М.: Смысл, 2002. - 527с.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

11. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: Уч. пос. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256с.

12. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.

Интернет-ресурсы

 

http://www.auditorium.ru

http://www.edu-lider.ru

http://www.festival.1september.ru

http://www.inventech.ru

http://www.konf-sot-2011.ucoz.ru

http://www.nsportal.ru

http://www.paidagogos.com

http://www.pedagogie.ru

http://www.pedsovet.org

http://www.profobrazovanie.org

http://www.scienceforum.ru

http://www.sociosphera.com

http://www.univer5.ru

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Анастасия (22.03.2016)
Просмотров: 830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz